14.06.2022 в университете Отто фон Герике в Магдебурге (Германия) прошел второй день тренинга для казахстанских участников международного проекта 618835-ЕРР-1-2020-1-KZ-EPPKA2-CBHE-SP Kazdual «Inplementing Dual System in Kazakhstan» (Внедрение дуальной системы в Казахстане), софинансируемой программой Эразмус+ Европейского Союза.
Участники тренинга из Южно-Казахстанского университета имени М. Ауэзова, Казахского национального педагогического университета имени Абая, Карагандинского университета имени академика Е.А.Букетова, Университета имени Шакарима, Карагандинского высшего политехнического колледжа, Электротехнического колледжа познакомились с основными моделями учебных программ и их основными концептуальным отличиями, основными этапами разработки программ обучения, принципами анализа рабочих процессов с помощью сочетания экспертного интервью, открытых дискуссий и наблюдения.
В рамках проводимого тренинга участникам был представлен метод DACUM, анализ основных ошибок при применении метода DACUM, логические предпосылки метода DACUM, этапы DACUM. Большой интерес у участников тренинга вызвали такие вопросы, как разработка профилей должностей и учебных программ, составление матрицы сферы работ и соответствующих задач. В продолжении тренинга были обсуждены такие вопросы, как 1) Дидактика, ориентированная на рабочий процесс, рабочие задачи, 2) Профессиональная компетентность и профессиональные учебные программы, 3) Учебные программы, ориентированные на сферы обучения, 4) Методы обучения, ориентированные на действие. Участники тренинга дискутировали по поводу определения места дидактики профессионального образования и обучения, связи между анализом рабочих процессов и разработкой учебных программ на их основе. В финальной презентации второго дня тренинга была дан анализ потребностей экономики Германии в квалифицированных выпускниках вузов, представлен обзор рамочных условий реализации дуальных образовательных программ в Германии, продемонстрированы модели взаимодействия рынка труда и сферы образования, обсуждены вопросы учета региональных особенностей, запросов рынка труда при разработке учебных программ, процедуры разработки профиля обучения. В завершении тренинга участники провели анализ возможных трудовых ситуаций, программ дуального обучения в различных областях, обсудили опыт Казахстанских вузов и колледжей в реализации дуальных программ обучения.
On 14.06.2022 the second day of training for Kazakhstan participants of the international project 618835-ERR-1-2020-1-KZ-EPPKA2-CBHE-SP Kazdual «Inplementing Dual System in Kazakhstan», co-financed by Erasmus+ program of the European Union, was held at Otto von Guericke University in Magdeburg (Germany). Training participants from M. Auezov South Kazakhstan University, Kazakh National Pedagogical University named after Abay, Karagandy University of the name of academician E.A. Buketov, Shakarim University, Karaganda Higher Polytechnic College, Electrotechnical College were introduced to the main models of training programs and their main conceptual differences, main stages of training program development, principles of workflow analysis using a combination of expert interviews, open discussions and observations. As part of the training the participants were introduced to the DACUM method, the analysis of major errors in the application of the DACUM method, the logical background of the DACUM method, the stages of DACUM. Great interest among the training participants was aroused by such issues as the development of job profiles and training programs, drawing up a matrix of the scope of work and related tasks. As a continuation of the training, issues such as 1) Work-oriented didactics, work tasks, 2) Professional competencies and professional curricula, 3) Scope-oriented curricula, and 4) Action-oriented learning methods were discussed. Training participants debated the place of vocational education and training didactics, the connection between analyzing work processes and designing curricula based on them. The final presentation of the second day of the training included an analysis of the needs of the German economy for qualified university graduates, an overview of the framework conditions for implementing dual education programs in Germany, models of interaction between the labor market and the education sector, a discussion of regional characteristics, labor market demands in the development of curricula, procedures for developing a training profile. At the end of the training, the participants analyzed possible labor situations, dual training programs in different areas, discussed the experience of Kazakhstan universities and colleges in the implementation of dual training programs.